Онлайн тренажер - здесь.
Когда мы начали изучать таблицу умножения с ребёнком, я подумала, что было бы глупым просто зазаубривать таблицу и тратить на это кучу времени, поэтому перелопатила и изучила кучу источников в поиске способов легко выучить таблицу умножения и увидела, что часто авторы блогов или даже пособий подробно описывают только полюбившиеся им способы, но выбрать для себя подходящий индивидуально способ среди таких источников очень сложно, поэтому в какой-то момент у меня появилось желание все это систематизировать, чтобы можно было на основании описаний выбрать подходящий способ.
Для этого все способы, которые мне встретились и которые были еще придуманы дополнительно в ходе изучения, я разделила условно на три основные группы в зависимости от того, как их можно применять на практике:
I. Методы запоминания ответов.
(двусторонние карточки, онлайн тесты с автопроверкой, игры и т.д.)
II. Методы поиска ответа «в обход», разработанные именно для таблицы умножения.
(песни, стихи, некоторые легкие виды счета "на пальцах")
III. Методы и даже целые методики счета.
(ментальная арифметика, счет на пальцах и т.д.).
I. Методы запоминания ответов, а также проверки, самопроверки и быстрого поиска ответа с пониманием сути действий.
Об основных и наиболее популярных встретившихся мне методах, способах, подходах я постараюсь рассказать в этой статье, но сначала о трех способах запоминания ответов, которые оказались для меня самыми удобными: о сокращении количества примеров, о двусторонних карточках и об онлайн тренажёре.
1. Учим 36 или даже 6 примеров вместо 100.
Умножать на 1 и на 10 очень просто.
При умножении на один получается само число.
2 * 1 = 2
При умножении на 10 нужно просто к записи числа справа добавить "0".
5 * 10 = 50
Такой же способ работает и при умножении числа 1 и числа 10.
На картинке ниже эти примеры выделены зеленым, их можно не запоминать.
Ура! Примеров для запоминания уже на 36 меньше.
А следующий способ упрощения я выделю красным.
От перемены мест множителей значение произведения не меняется.
2 * 3 = 6
3 * 2 = 6
Поэтому достаточно запомнить только половину примеров.
(На рисунке выше красным выделено умножение числа 2 и примеры с такими же ответами с умножением других чисел на 2)
Очень наглядно видно в таблице Пифагора, что ответы над и под диагональной линией повторяют друг друга.
4 * 5 = 5 *4 = 20
Это будет справедливо и для всех остальных примеров. Вы легко найдете "пару" в таблице Пифагора для каждого из примеров.
Дальше при желании можно еще сократить количество примеров для запоминания до !!!6 (так было проще в моем случае). Мне сложно запоминать ответы и проще упростить логически, а кому-то проще будет запомнить ответ. Поэтому оставшиеся способы «упрощения» уже на любителя и я опишу их позже. А сейчас перехожу к собственно способам запоминания.
2. Лучший способ в моём списке - двусторонние карточки.
Их можно напечатать или самостоятельно красиво нарисовать вручную.
C одной стороны на таких карточках написано или напечатано задание, например:
2 * 2 = ...
C другой стороны карточки — ответ,
для данного примера "4".
Вот так выглядят мои карточки. На фотографии 50 карточек, компактно сложенных, которые легко поместятся в любой карман или сумочку.
Я хотела, чтобы все было компактно, удобно и экологично в смысле расхода материала (мне потребовался один лист А4, чтобы сделать полный набор из 80 таких карточек, при этом карточки получились очень удобными в использовании, их можно везде брать с собой и удобно хранить). Чтобы приятно было заниматься, а также, чтобы карточки не терялись, мы складываем их в красивую сумочку или пенал.
Выкладываю свой вариант карточек, его можно скачать бесплатно и распечать на листе А4. После этого карточки нужно разрезать прямо по линиям.
Мы даже берем такие карточки с собой в дорогу.
Удобно для начала сложить карточки с умножением на каждое число отдельно, можно скрепить их маленькими резиночками. Выберите нужные Вам карточки, сложите их в стопку.
Начать можно с более простого уровня, сложить карточки по порядку и выучить часть с умножением на какое-то одно число.
Например, берем первую стопку с умножением на 2. В ней все карточки лежат по порядку заданиями вверх (2*2, 2*3 и т.д.).
Берем их по одной и пытаемся ответить. Переворачиваем и проверяем ответ. Пока карточки лежат по порядку, первое занятие для числа 2 будет фактически счетом «двойками», когда мы просто прибавляем 2 к каждому предыдущему результату 2-4-6-8...
Потом карточки можно перемешать и стараться уже не считать каждый раз в уме, а вспоминать сразу нужный ответ. На следующем занятии можно повторить пройденное и начать умножение на следующее число.
Карточки с трудными заданиями можно возвращать в стопку, чтобы повторять снова. На завершающем этапе, когда уже все выучено и остались только самые сложные примеры (7*6, 7*8 и т. д.), можно выбрать для повторения только их.
Фактически метод позволяет просто запомнить таблицу наизусть, но это не просто скучное зазубривание со слезами. Благодаря тому, что наглядно видно, сколько примеров уже выучено, это в какой-то степени даже веселая игра, которая учит разделять большие сложные задания на части и выполнять их поэтапно, сохраняя при этом понимание и целостное восприятие.
3. Онлайн тренажёр с автопроверкой - следующий понравившейся мне способ, помогающий выучить таблицу умножения. Их существует очень много. На этом сайте я сделала свой вариант с пошаговым изучением и возможностью индивидуально подобрать тест в том числе:
а) электронный онлайн вариант карточек с проверкой онлайн;
б) другие тесты.
А в целом, если уж предстоит такое дело (как знакомство с таблицей умножения), я думаю, лучше сначала получить представление обо всех методах. Результаты своих поисков я привожу ниже. Надеюсь, что если кому-то все же удастся прочитать статью полностью, то потраченное время окупится с лихвой, потому что это поможет в результате сэкономить много времени и сил.
Хочу сказать, что встретившиеся мне статьи в стиле «Как выучить таблицу умножения за 5 минут» обычно на самом деле рассказывают о том, что нужно заниматься по 5 или по 20-30 минут !в день, и понадобится, скорее всего, от нескольких дней до нескольких недель, если таблицу нужно именно понять и запомнить ответы.
Возможно бывают исключения, и кто-то может моментально запомнить таблицу или в будущем это время сократится, но в моем случае действительно понадобилось определенное количество дней.
Именно поэтому лучше заранее начать спокойно разбираться, чтобы с удовольствием понять и выучить таблицу умножения без слез, быстро, легко и весело.
Если же речь идет об освоении какого-то простого способа счета, то да, его можно освоить и за 5 минут. Но у многих из этих способов есть серьезные недостатки: например, они охватывают не всю таблицу (некторые способы счета на пальцах) или требуют наличие бумаги (способ с линиями) и т.д. Универсальные же быстрые способы счета в уме все же часто требуют больше 5 минут для освоения, порой намного больше.
И, наверное, лучшее выбирать способ индивидуально. Я коротко расскажу о каждом из встретившихся мне направлений.
Первы три способа (двусторонние карточки, сокращение количества примеров и онлайн-тренажер) оказались для нас самыми удобными.
Ниже коротко расскажу о 5 других.
5. Счет двойками, тройками, пятерками, десятками.
6. Запоминание в форме игры: карточки, онлайн тренажеры, и целые книги и сборники с играми.
7. Логическое упрощение запоминания
8. Подключение всех видов памяти (самостоятельное составление и запись на бумаге таблицы для подключения моторной памяти, аудиоматериалы, таблица Пифагора или просто прямоугольники в тетради в клеточку с определенной площадью и т.д.)
Для лучшего понимания можно использовать не только популярную сегодня таблицу в виде столбика примеров, но и квадратную таблицу Пифагора, а также карточки с рисунками, показывающими наглядно реальное количество для каждого действия.
На большистве обротов тетрадок сегодня можно видеть примеры, записанные в столбик, в каждом столбике записаны результаты умножения на какое-то число.
В такой таблице проще безошибочно найти ответ, но понять суть умножения намного сложнее.
Таблица Пифагора намного более наглядна.
Чтобы сделать такую таблицу, сначала в одном столбце пишем список из первых множителей (например, от 1 до 9), потом в одной строке пишем список из вторых множителей (например, тоже от 1 до 9).
Затем в столбце первых множителей выбираем нужный нам и находим его строку, потом в строке со вторыми находим второй множитель и его столбец, в ячейке на пересечении соответствующих столбцов и строк пишем ответ — произведение, результат умножения.
Даже еще не зная таблицу умножения наизусть, можно попытаться заполнить хотя бы частично пустые ячейки таблицы Пифагора, постепенно прибавляя одно и то же число к числу из соседней ячейки (двигаясь либо в пределах одной строки, либо в пределах одного столбца). Это будет хорошей тренировкой, чтобы считать двойками, тройками и т.д.
Счет двойками, тройками, десятками, пятерками и т. д.
Этот прием можно использовать при изучении умножения на 2, умножения на 3, умножения на 5 и при желании других частей таблицы. Чтобы проверить себя можно использовать настольные игры или любые виды тестов на этом сайте, где задания идут по порядку.
Логическое упрощение запоминания
(например, 7*4= 7*2+7*2=14+14=28).
Этот способ подошел и мне. Потому что для меня намного легче оперирование информацией, данными, чем запоминание, например, трудно выучить, что 8*4=32, но проще запомнить, что
8*4=8*2*2=16+16= 15+15+2
или что 8*4=8*5-8=40-8=32
(выглядит сложно, но, например, я настолько быстро проделывают это все в уме, что мне проще использовать такой способ, если не для запоминания, то хотя бы для проверки правильности своего ответа). Для умножения на каждое число есть свои способы логического упрощения (надеюсь, они будут позже описаны в https://tablica-umnozheniya.ru/tablica-umnozheniya-ot-1-do-10 разделе), но в целом общие принципы следующие:
а) использование уже выученных примеров с умножением на два
Например:
- умножение на 6 — это тоже самое что и умножение сначала на три, а потом на 2;
- умножение на 4 — это тоже самое что и умножение на 2 и еще раз на 2;
-умножение на 8 — тоже самое что и умножение на 4 и еще раз на 2.
б) использование уже выученных примеров с легким вычитанием или сложением
8*4=8*5-8=40-8=32
Если с запоминанием совсем туго или просто не хотите запоминать, то есть и другие способы, которые применяют для того, чтобы легко и быстро выучить таблицу или просто научиться быстро умножать в уме, и о них в следующих разделах.
II. Методы и способы упростить ПОИСК ОТВЕТА для некоторых примеров из таблицы.
Сюда я отношу стихи, песни, видео с озвучиванием таблицы под музыку, считалочки, умножение на пальцах, ассоциации, отчасти мнемонические примеры и мнемонику, игры). Все, кроме счета с помощью пальцев, можно отчасти отнести и к III пункту. Но тем не менее все же прежде, чем вспомнить ответ приходится либо проговорить стишок мысленно, либо вспомнить историю про вымышленных героев (мнемоника), поэтому эти способы были отнесены ко II пункту.
Некоторые методы отнесены к нескольким пунктам, так как эта «классификация» была сделана мною как функциональная, в ее основе именно практические аспекты (как и зачем нужно применять какой-то способ). И все что я здесь пишу - это просто мое субъективное мнение.
Например, я думаю, что всё не так просто с этими способами, ведь иногда для того, чтобы освоить такой "простой" способ, нужно овладеть какими-то дополнительными навыками (например, правилами счета на пальцах). Реального понимания сути процесса умножения такие способы часто не добавляют.
Но тем не менее я пишу о них, так как для кого-то они возможно станут способом не просто выучить таблицу, а весело провести время, например, взяв гитару или спев какую-то песенку, аккомпанируя себе на фортепиано.
Этот способ очень часто нахваливают в некоторых блогах, как «игровой» и веселый, но ведь, чтобы сделать процесс изучения таблицы более веселым и непринужденным, можно использовать не только песни и стихи, но и разные игры, а это уже относится больше к первому пункту (запоминанию), или наоборот можно, играя, освоить новый способ счета, который пригодится не только для таблицы умножения (а это уже III пункт), поэтому я не могу согласиться, что только песни и стихи являются игровым методом, все зависит от того, кому какие игры больше нравятся и какие качества человек хочет развить, занимаясь.
С другой стороны, можно развивать образное или абстрактное мышление с помощью таких стишков и песен и совмещать это с изучением таблицы. Но есть же и другие игры (например, с площадью), которые действительно улучшают понимание сути и общее математическое мышление.
Я далеко не против стихов и песен в целом, я бы использовала их для запоминания, если бы они помогали понять суть процесса умножения и быстро выучить таблицу другими способами. Но мы решили учить другими более быстрыми для нас способами, а в оставшееся время почитать другие стихи по своему вкусу, ведь есть масса прекрасных других, не относящихся к умножению, стихов и песен. Т.е. коротко: для нас стихи и песни для запоминания таблицы умножения - это скорее обходной путь в случае, когда какие-то части таблицы умножения даются совсем с большим трудом.
Умножение на 9 на пальцах, наверное, можно отнести как к II, так и к III пункту. С одной стороны способ направлен именно на быстрое нахождение ответа для умножения на 9, сдругой стороны требует определннных навыков.
И вот мы приблизились к следующему большому разделу.
III. Методы счета (основаны на выработке особых навыков, например, счет в столбик, калькуляторы, особые способы счета на пальцах, ментальная арифметика, мнемоника)
Недостатки.
Способы поиска ответа и специальные методы счета - далеко не всегда интуитивно понятные решения, и для кого-то проще запомнить результат умножения, чем осваивать особые способы счета.
Достоинства.
В то же время многие из дополнительных способов не только помогают освоить таблицу умножения, но и расширяют кругозор, тренируют умственные способности и вообще могут оказаться полезными во многом. Раздел с описанием этих методов пока в разработке.
Но, наверное, вне зависимости от выбранного способа, в любом случае, запоминанию должно предшествовать понимание сути и этому будет тоже посвящен целый раздел.